Окрас мочи: норма и отклонение

Цвет мочи здорового человека может варьироваться от светлого до насыщенного желтого за счет красящего вещества – урохрома. Оттенок также может зависеть от консистенции мочи.
На окрас мочи может повлиять прием лекарств и употребление в пищу некоторых продуктов, например, моркови. Заболевание порфирия нарушает пигментный обмен в организме и может окрасить урину в бордовый цвет.

Изменения окраса мочи в большинстве случаев имеют временный эффект без риска для здоровья. Тем не менее, необычный оттенок мочи может быть симптомом серьезного заболевания или наличия инфекции. Если цвет урины вызывает у вас беспокойство и не связан с употреблением красящих веществ, рекомендуется записаться на прием к врачу.

Симптоматика и диагностика по цвету мочи

На изменения в окрасе мочи влияет количество выпитой жидкости. Желтый пигмент растворяется в жидкости, поэтому чем больше воды вы потребляете, тем светлее оттенок мочи. Если в организм поступает малое количество жидкости, меняется концентрация урины, ее цвет может стать янтарным.
Моча может иметь неестественный оттенок – стать красной, коричневой, синей или даже белой.

Чаще всего изменение оттенка мочи не влияет на общее состояние человека, однако в случае наличия инфекции могут появиться следующие тревожные симптомы:
• Неконтролируемые позывы к мочеиспусканию
• Лихорадочные состояния и гипергидроз
• Боли в области живота
• Резкий запах урины (у здорового человека моча имеет едва уловимый запах)

Поводом для обращения к доктору могут быть следующие симптомы:
• Наличие кровянистых примесей в моче
• Изменение оттенка мочи, несвязанное с употреблением красящих продуктов и лекарств
• Темно-коричневый оттенок мочи, сопровождаемый изменениями цвета стула, пожелтением внешней оболочки глаз и кожи – признаки серьезного заболевания печени

В состав мочи входят непосредственно вода и продукты обмена, проходящие фильтрацию из крови при помощи почек. Желтый оттенок урины образуется из пигмента урохрома.

Депигментация мочи и ее прозрачность обусловлена приемом лекарств, пищевых красителей и некоторых продуктов. Красители, используемые в некоторых кондитерских изделиях, могут влиять на оттенок урины у детей. Но даже в этом случае нельзя исключать наличия заболевания.

Причины появления мочи с нестандартным окрасом

Моча красного цвета не всегда является симптомом серьезного болезни. Рассмотрим, что может привести к возникновению данной проблемы:
1. Кровь в моче. Наличие эритоцитов может являться причиной появления мочи красного оттенка. Кровотечения возникают в случае наличия инфекции мочевыводящих путей, увеличения простаты, мочекаменной болезни, нездоровых почек и мочевого пузыря вплоть до осложнений в виде онкологии.
2. Продукты питания. Характерно красный или розовый оттенок мочи может появиться после употребления в пищу свеклы, стебля ревеня или ягод ежевики.
3. Прием лекарств. Послабляющие средства растительного происхождения и некоторые рецептурные препараты могут спровоцировать красный цвет мочи.
4. Интоксикация. Отравление ртутью или свинцом вызывает изменение цвета мочи вследствие выделения пигментов, которые служат причиной обесцвечивания урины у больных порфирией.

Оранжевая моча может появиться из-за следующих причин:
• Употребление в пищу продуктов питания с высоким содержанием витамина С, каротина и натуральных пищевых красителей, например, моркови.
• Прием антибиотиков, послабляющих и препаратов для химиотерапии.
• Малое количество потребляемой жидкости, приводящее к обезвоживанию, может спровоцировать окрас мочи в оранжевый цвет за счет повышенной концентрации урохрома.

Моча синего и зеленого цвета, причины появления:
• Употребление в пищу спаржи может окрасить мочу в зеленый цвет.
• Прием некоторых лекарств (фенегран, урисед, амитриплинин и др.) и мультивитаминных комплексов могут придать урине синеватый оттенок.
• Гиперкальциемия – заболевание, передающееся по наследству, при котором уровень кальция в крови выше допустимых значений. Одним из симптомов является окрас мочи в синий цвет.

Коричневая моча может появиться в следующих случаях:
• Бобовые, корень ревеня и стебель алоэ при включении в рацион могут придать моче темно-коричневый оттенок.
• Некоторые лекарственные препараты вызывают потемнение окраса урины. Это могут быть лекарства от малярии (примаквин, хлорохин), слабительные на основе сены и каскары, а также антибиотики для лечения инфекционных заболеваний мочевыводящих путей (метронидазол, нитрофурантоин).
• Серьезные заболевания печени, такие как цирроз, гепатит, тирозинемия, провоцируют изменение цвета мочи до характерного темно-коричневого оттенка. Почечная болезнь гломерулонефрит также может поспособствовать окрасу урины в коричневый.

Мутная моча – это тревожный сигнал, который может быть признаком воспаления почек и мочевых путей.
Употребление в пищу продуктов и препаратов, вызывающих изменение цвета урины, не несут рисков для здоровья. На окрашивание влияет обмен веществ и количество съеденного.

Признаки заболеваний, на которые стоит обратить внимание при изменении оттенка урины:
• Возрастные изменения. После пятидесяти лет у мужчин может развиваться аденома простаты, симптомом которой служит кровь в урине.
• Инфекции мочевыводящих путей у женщин и мочекаменная болезнь у мужчин также провоцируют появление крови.
• Наследственность. Такой фактор, как заболевания почек у родственников вызывает большие риски и генетическую предрасположенность. Появление крови в моче может быть одним из симптомов.
• Интенсивная физическая активность часто провоцирует появление крови в урине. Многие профессиональные легкоатлеты страдают от данного недуга.

Что необходимо учесть перед посещением врача?

• При возникновении такой проблемы, как изменение оттенка мочи, можно сразу записаться к урологу. Перед походом к специалисту узкого профиля необходимо иметь представление о всех ограничениях, которые необходимо соблюдать для прохождения диагностики.
• Зафиксируйте все симптомы и недомогания, включая те, которые на первый взгляд кажутся несопоставимыми.
• Соберите полную информацию о текущих заболеваниях и принимаемых лекарствах.
• Подготовьте вопросы, которые вы хотите задать врачу-специалисту.
Анализы, которые может назначить врач-уролог при изменении оттенка мочи.
• Общий анализ мочи для выявления эритроцитов и инфекционных заболеваний. Также проверяется допустимый уровень белка, превышение которого приводит к появлению камней.
• Анализ крови, результаты которого продемонстрируют уровень креатинина и белкового обмена для определения работоспособности почек. Анализ способен выявить диабет и превышенный уровень ферментов в печени.
• Дополнительные анализы назначаются индивидуально, в соответствии с историей болезни и результатами проведенных исследований крови и мочи.

После проведенных исследований доктор назначает соответствующее лечение.

Профилактика при различных заболеваниях:
• При воспалительном процессе рекомендуется употреблять больше воды.
• При мочекаменной болезни рекомендуется употреблять больше воды, а также исключить из рациона соль, продукты, богатые белком, корень ревеня и шпинат.
• При онкологии почек и мочевого пузыря необходимо исключить курение и контакты с ядохимикатами.

Рекомендуется ведение здорового образа жизни – правильное питание, спорт и поддержание водного баланса в организме.

Если у Вас есть вопросы, Вы можете обратиться к ведущим специалистам-урологам в Ташкенте в клинике “Urologic Complex”.

+(998 71) 140-03-03
+(998 71) 140-01-60